ВОРОНЕЖСКИЙ ГАУ ПРИСОЕДИНИЛСЯ К ЭСТАФЕТЕ «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ ПОБЕДЫ»! (Бои за территорию Воронежского СХИ)

25 января 1943 г. город Воронеж был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. 212 дней и ночей шли бои на воронежской земле. К одним из самых ожесточенных сражений с врагом относят июльские бои 1942 г. за сельскохозяйственный институт (СХИ) и прилегающую территорию.

7 июля 1942 г. немецкие танки и пехота после овладения с. Подгорное повели наступление в направлении района СХИ. Во второй половине дня тут держали оборону разрозненные группы бойцов 232-й стрелковой дивизии (сд), отступившие от Дона. Небольшой участок земли, расположенный между с. Подгорное и учхозом (сегодня опытная станция ВГАУ), на несколько дней стал местом ожесточенных боев. Здесь сражались с врагом воины 121-й сд. Усадьба учхоза была также ближайшим тылом для тех, кто насмерть бился с фашистами у Задонского шоссе. Погибших хоронили здесь же. В районе Ботанического сада, рвавшихся к СХИ немцев встретили немногочисленные части 287 полка НКВД – всего один батальон. Рубеж обороны батальона состоял из линии траншей, пулемётных гнёзд, окопов и стрелковых ячеек. Наши бойцы были полны решимости – стоять насмерть.

Сначала вражеская артиллерия подвергла обстрелу позиции в ботаническом саду и территорию института. После на защитников СХИ двинулись танки, за ними пехота. Тяжёлый бой шёл сутки. Немцы не прекращали свои атаки. Прорвавшись через учхоз, вражеские танки, устремились к СХИ. В воздухе кружились немецкие самолеты, нанося бомбовые удары по обороняющимся. Расчёт нескольких 45-мм пушек смогли поджечь вырвавшиеся к СХИ танки. Немецкую пехоту наши бойцы расстреливали огнём из винтовок и малочисленных пулемётов. В отдельных местах ботсада вспыхивали рукопашные схватки. В ход шли гранаты, штыки, сапёрные лопатки. Но силы были неравны. Ряды бойцов НКВД редели. Немецкие автоматчики появились в районе 4 корпуса СХИ, ведя беспорядочный огонь по постройкам.Враг подтянул миномёты, вёл огонь прямой наводкой из танковых пушек. 8 июля немцы ворвались в район института. Противник подтянул в город танки, артиллерию и пехоту, которая сосредоточилась в северо-западной части города, в СХИ и южнее Чернавской переправы.

О днях оккупации сохранились воспоминания работника института Долгополовой Натальи Васильевны прятавшейся с дочерью и другими семьями сотрудников в подвале главного корпуса. Наталья Долгополова не осталась безучастным свидетелем страшных событий и смогла связаться с нашей разведкой. Ей было поручено собирать информацию о противнике. Храбрая женщина, как бы невзначай проходя мимо немецких позиций, внимательно запоминала расположение врага — «В центре корпуса № 15 в подвале, в раскрытую дверь, я увидела группу немцев и рацию. На чердаке сидели солдаты и в слуховое окно стреляли в сторону Бармотиной дачи. Об этом я рассказала командиру сибирского полка, располагавшегося в районе Отрожки, и вечером немцев захватили в плен». Но ей с дочерью вскоре пришлось бежать из СХИ. Немцы стали подозрительно относится к её «экскурсиям» в расположении их частей.

Чтобы лишить противника важной господствующей высоты, обезопасить Отрожские мосты и создать благоприятные условия для дальнейших боев за Воронеж, советское командование еще до подхода резервных соединений собрало в единый кулак все наличные силы и бросило их в контратаку на студенческий городок. По приказу командования боевого участка Воронежского фронта подразделения северной группировки, под руководством командира; 121-й сд генерал-майора П.М. Зыкова в ночь на 10 июля сосредоточились в районе Дома отдыха им. Горького и выдвинулись на исходный рубеж. Несколько раньше заняла удобные позиции для атаки южная группировка, возглавляемая командиром 6-й стрелковой дивизии генерал-майором М.Д.Гришиным. 287-й полк НКВД был переброшен в район сельскохозяйственного института, где получил задачу овладеть западной окраиной СХИ и в дальнейшем выйти в район кирпичного завода. Операция имела большое значение, дли обороны города, поскольку городок СХИ занимал выгодную в военном отношении высоту, и овладение ею позволило организовать по Отроженским мостам через реку Воронеж снабжение техникой, боеприпасами и людьми наших частей, сражавшихся на правобережье.

Утром 11 июля наши войска перешли в наступление. Противник встретил наступавших сильным минометным и автоматным огнем. Подразделения 287-го полка НКВД, атаковавшие западную часть СХИ, были вынуждены остановиться и залечь. На помощь полку подошли наши танки, которые своим огнем уничтожили батарею миномётов и пулемётные гнёзда, после чего подразделения полка вновь пошли в атаку. Смело били врага бойцы 121-й сд. Из воспоминаний Киселёва А.И. бывшего в то время комиссаром 574-го полка – « в этих боях меня ранило осколком в щёку, но я из боя не вышел и продолжал бой. Немцы там были несколько дней. Бои шли три дня. Но СХИ освободили». В результате ожесточённых сражений, гитлеровцы были выбиты из районов сельскохозяйственного института, областной больницы, которая располагалась до войны в районе теперешней улицы Бурденко, и отброшены к стадиону «Динамо». Враг понёс большие потери. Последнюю попытку овладеть районом СХИ гитлеровцы предприняли в августе. 8 августа были отбили четыре атаки немцев. Они потеряли только убитыми более 100 человек. Вплоть до освобождения Воронежа враг больше не предпринимал таких попыток. А вот что писал о тех августовских боях ефрейтор 121-й сд Пантелеев Иван Иванович — «с пулемёта Максима, установленного в бетонной чаше фонтана напротив главного корпуса СХИ, мы вели огонь по фашистам, наседавшим со стороны трамвайной остановки».

После освобождения СХИ, институт и прилегающая территория вместе с лесным массивом стали местом сосредоточения наших войск. Части 121-й сд, чей штаб располагался в главном корпусе СХИ, а затем непосредственно освобождали город. Так вспоминал о тех событиях комиссар 547-го полка Киселёва А.И — « В наступление на Воронеж мы перешли в час ночи на 25 января 1943 г. К утру, мы вышли к Семилукам. В Воронеже я встретил единственное живое существо – собаку на трёх ногах, она, озираясь, бежала и жалобно пищала. Четвёртая нога была перебита…». Но через несколько недель в освобождённый город потянулись после вынужденного изгнания его жители. И город, и наш Сельскохозяйственный институт начали постепенно оживать… Но сначала нужно было похоронить павших героев. Всю весну 1943 г. воронежцы хоронили погибших защитников в братских могилах. Две из них, увенчанные памятниками, находятся в парке Воронежского СХИ (сейчас Воронежский ГАУ). Вокруг них круглый год лежат цветы и венки, которые возлагают в память о подвиге наших солдат сотрудники и студенты Воронежского государственного аграрного университета.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *